Галоўная Рух „Святло-Жыццё”

Харцэрства

Клирики Высшей Духовной Семинарии в Гродно знакомятся с разными формами душпастырства. Участвуют в паломничествах, слетах молодежи и министрантов, благотворительных акциях. Одной из современных методик работы с верующими является душпастырство движений. Оно заключается в организации некоторой группы людей, которая имеет определенные цели и задачи и, что очень важно, имеет своего духовного руководителя.

Одним из таких движений является скаутинг или, применительно к традиции местных католиков – харцерство. Скаутинг (харцерство) был основан английским генералом Робертом Баден-Пауэллом в 1913 г. Желая помочь молодым людям в развитии, он создал оригинальную воспитательную систему и право, определяющее духовные и воспитательные принципы организации и идеал ее члена.

Один их христианских мыслителей сказал, что если хочешь обеспечить себе будущее на один год – посей пшеницу, если хочешь обеспечить себе будущее на сто лет – посади лес, но если хочешь обеспечить себе будущее на тысячу лет – воспитай молодежь.

Современная молодежь сегодня атакуют масс-медиа и культура, которая руководствуется лозунгом «пользуйся пока можешь». Отсутствие веры среди молодого поколения, сомнения в существовании Бога и попытка отодвинуть Его на «обочину» общественной жизни, а в результате мы имеем одтнокого человека с изломанной сйдьбой. Без фундаментальных ценностей: добра, справедливости, без Бога, который их устанавливает, жизнь теряет смысл. Кризис ценностей и смысла жизни накладываются друг на друга и создают барьер, который становится невозможно преодолеть. Недостает доверия к жизни и опоры в Боге. Но сегодняшняя молодежь имеет в себе потенциал добра, благородства, духовных устремлений и творческих замыслов. Многие из молодых людей ждут, чтобы им предложили истинный идеал, который способен их вдохновить и стоил бы приложения всех сил.

Среди множества движений и инициатив скаутинг старается отвечать этим потребностям. Согласно принципам организации, скауты считают, что человека следует вернуть Богу, чтобы Тот вернул его самому себе, и что Евангелие нужно каждой молодой душе.

Находясь среди харцеров на протяжении их лагерных сборов – около трех недель – я заметил, что это молодежь, которая стремится подчиниться требованиям Евангелия и жизни в общине. Почему требованиям Евангелия? Потому что вся система воспитания является приближением молодого человека к Богу и убеждения его в том, что кроме него самого есть и другие, которые нуждаются в помощи.

 

Чтобы человек успешно развивался, нужен не только физический рост, но и духовный. Доказательством этого является участие каждого харцера в ежедневной св. Мессе, которую служит душпастырь дружины. Духовный рост углубляется молитвами: утренними, молитвой «Ангелус» в течении дня, кратким евангелическим призывом, а в конце дня – совершением испытания совести.

В качестве приветствия харцеры используют девиз «бодрствуй» («бди» - напоминание и приглашение к неустанному бдению над самим собой). При эт

 

ом вверх поднимаются три пальца, которые символизируют три добродетели харцера: непорочность, искренность, жертвенность. В этом жесте малый палец соединен с большим, что означает, что старший поддерживает младшего.

Чтобы привить молодежи христианские требования к самим себе используются правила игры. Мальчик во время соревнований между отрядами в какой-нибудь дисциплине, понимает, что от него зависит результат и ход игры. И тогда старается быть полностью преданным, ответственным, потому что, заинтересован в победе своей дружины. В будущем эти навыки укрепляются и используются в общественной жизни.

Я благодарен Богу, что мог встретиться в таким движением и его членами и надеюсь, что эта была не последняя встреча.

 

Фото