Апекуны Семінарыі

Святые покровители семинарии

Пресвятая Дева Мария Непорочно Зачатая

 

Начиная с 8 века палестинские монастыри отмечают день 8 декабря – праздник Зачатия Марии. Постепенно этот праздник был принят на всем Востоке и перенесен в Южную Италию. Содержанием праздника стало чудодейственное зачатие Марии ее матерью Анной, изложенное в Протоевангелии Иакова. Из Южной Италии в 9 веке праздник Зачатия Марии перешел в Ирландию и Англию. В Англии его передвинули на 8 декабря и он распространился под влиянием постановлений синода в Лондоне (1127-1129 гг.), но при этом изменилось его содержание. Праздник был уже посвящен святости Марии в момент зачатия, сохранения Ею непорочности от самого начала Ее существования. Из Англии этот праздник попал на континент: сначала в диоцезы в Нормандии, затем в Южную Францию, Германию, Италию. Не все теологи согласились с введением в литургию этого нового праздника, Святой Престол разрешил только праздновать его в отдельных Церквях. Генеральная капитула францисканцев в 1263 г. ввела праздник Непорочного Зачатия во всем ордене и это послужило основой для распространения его по всему миру. Теологическая дискуссия на тему праздника Непорочного Зачатия и позиция больших орденов изменили мнение Святого Престола. Примерно в 1330 г. Римская Курия, находящаяся в Авиньоне, отметила торжественно праздник Непорочного Зачатия, а в 1476 г. Папа Сикст IV утвердил его и приказал праздновать во всем Риме. Пий IX по случаю провозглашения догмата о Непорочном Зачатии Марии 8 декабря провозгласил этот праздник обязательным во всей Церкви.

Непорочное Зачатие Марии означает сохранение Ее неприкосновенной от первородного греха. Эта великая привилегия была дана Ей ввиду будущих заслуг Христа. Она стала первым человеком, искупленным Иисусом, и это совершилось самым достойным образом. Мария была представлена в миру, как новая Ева, которая родит Искупителя и, как первая из людей, искупленная Им, примет особое участие в деле спасения. Мария, будучи свободной от греха, живет с полной отдачей Богу и в состоянии тесного единения с Ним. Она является изначальным образцом и вместе с тем началом Церкви. Для верующих она навсегда останется примером святости. Для Божьего люда станет заступницей и опорой на пути к Богу.

Св. Михаил Архангел

Михаил (от древнеевр. Миха-эль означает «Кто как не Бог»), это архангел, первый и самый главный среди ангелов. В древнееврейской традиции он посредник между Яхве и людьми. Он многократно упоминается в Ветхом Завете, в некоторых эпизодах, однако, его имя было введено позднее (например, эпизод заповеди рождения Исаака или эпизод воздержания Авраама от убийства сына). В Книге Даниила Михаил представлен, как ангел, поддерживающий Израиль в борьбе с иными князьями ангелов. В Апокалипсисе св. Иоанна он представлен, как князь, побеждающий и сталкивающий с небес змея-сатану. В христианстве его считают проводником и судьей душ человеческих на Страшном Суде. Михаил Архангел является покровителем католической Церкви, христианской армии и отдельных народов.

Св. Иуда Фаддей Апостол

Не менее известным и почитаемым в древнееврейском народе было имя Иуды. Его носил, например, сын патриарха Иакова, потомки которого должны были быть и были фактически властелинами Израиля. Иаков предсказал также, что из поколения Иуды придет Искупитель мира. (Быт 19,35; 35,23). Имя Иуда означает - «достойный почитания». Самым известным представителем этого имени стал Иуда, сын священника Маттафия, который возглавил восстание и освободил свой народ из-под сирийского гнета (1 и 2 Книги Маккавейские). Среди Апостолов это имя носили двое: св. Иуда Фаддей и Иуда Искариот – предатель.

Св. Иуда имел второе имя Фаддей. Оно означает – «отважный». Неизвестно, почему евангелисты присвоили апостолу это второе имя. Св. Иуда был братом св. Иакова Младшего (Мф 13,55), поэтому его называют Иуда Иаковлев (Лк 6,16; Деян 1,13). Возможно, он был братом Симеона, хотя современная экзегетика ставит этот факт под сомнение. Неизвестно, почему Ориген, а за ним и другие церковные писатели добавляют к имени св. Иуды Фаддея также имя Леввей.

Кажется странным, почему евангелисты при перечислении апостолов ставят св. Иуду, брата Господа Иисуса, на столь далекое место, так, как, например, Симеона и Иакова Младшего? Оказывается, делают это не из соображений меньшего его почитания, а единственно по причине очередности вступления его в группу апостолов.

В святых Евангелиях св. Иуда фигурирует отдельно только один раз, когда во время Тайной Вечери спрашивает Христа: «Господи, что это, что Ты хочешь явить себя нам, а не миру?» Из этого вытекает, что при вступлении в круг апостолов св. Иуда руководствовался собственными интересами и желанием сделать карьеру рядом с Мессией-Христом. Эта мысль не покидала его еще в последние минуты земной жизни Христа (Ин 14,22). Евангелисты приводят достаточно много примеров в доказательство того, что многие из апостолов имели подобные намерения (Мф 16,21; 20,20-28; Лк 9,46; Ин 6,62,67). И только после Сошествия Святого Духа они поняли, что Господь Иисус говорит о царстве духовном, сверхъестественном.

Св. Иуда Фаддей оставил прекрасное послание, которое входит в состав Священного Писания. Это доказывает, что  св. Иуда был человеком образованным. Он не писал его сам, а как это было принято в то время, мог его продиктовать. Во вступлении он представляется, как брат Иакова, но не упоминает ни словом о том, что является братом и Симеона. На этом основании современная экзегетика отрицает родство Иуды с Симеоном. Но этого мало. Св. Иуда мог обратиться к св. Иакову, ибо тот был в то время епископом Иерусалима, первой христианской общины. Язык св. Иуды красочный и пластичный. Господа Иисуса, на родство с которым он мог бы сослаться, он называет Господом, а себя – Его слугой (в. 1, 4 и т.д.) Свое послание св. Иуда написал около 67 г., так как в нем есть некоторые фрагменты, связанные с посланием св. Петра.

Первохристианская традиция, дает нам новую информацию о св. Иуде Фаддее. Гегезип, который жил во 2 веке, говорит о том, что данный апостол, подобно св. Петру, в момент вступления в группу учеников Господа Иисуса был женат. Поэтому Домициан, чересчур опасающийся потерять власть, приказал привезти в Рим внуков св. Иуды, опасаясь, как бы они, как родственники Иисуса, не пожелали забрать власть императора. Но когда он убедился, что это простые люди, не имеющие высоких амбиций, он отослал их домой (Euzebiusz: Hist. Eccl.III, 19, XXX, 1-7). Более поздние свидетельства говорят о том, что св. Иуда после Сошествия Святого Духа провозглашал Евангелие в: Палестине, Сирии, Египте и Месопотамии. Принял он мученическую смерть в Ливане или Персии. В Эдессе появилась легенда, что св. Иуда встретился с тамошним королем Абгаром и тем самым исполнил обещание Иисуса Христа. Ведь король пригласил к себе Христа, а Тот ему обещал, что пошлет к нему своего ученика.

Культ св. Иуды Фаддея развивается во многих странах. К нему обращаются как к помощнику в безнадежных делах. Во многих костелах нашей страны раз в неделю проходят специальные богослужения в честь св. Иуды Фаддея, с прочтением представленных Ему просьб и благодарений.

Иконография представляет св. Иуду Фаддея с посохом или копьем в руке, ибо от этих орудий наступила его смерть. Святого представляют иногда с образом Иисуса Христа, так как при помощи изображения Христа он исцелил короля Абгара в Эдессе. Агиографические сборы содержат только 2 святых с именем Иуда и 3 с именем Фаддей.