День молитв 4 мая 2008 г.

        В первое воскресенье мая клирики ВДС переживали очередной ежемесячный день молитв. В этот раз его проводил кс. Тадеуш Криштопик, настоятель прихода св. Иосифа в Гродно. Тема дня молитв звучала как “Мой диалог с Богом, моя молитва”.
        Во вступительной конференции в субботу вечером 3 мая кс. Тадеуш говорил о важности и необходимости молитвы в жизни верующего человека, клирика. Он начал свое размышление с цитат из Гимна к Святому Духу: “Освети светом наши мысли и влей Свою святую любовь…”, а также из Послания к Римлянам св. Апостола Павла: “…не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божья, благая, угодная и совершенная” (Рим 12, 2).

      Говорил о том, что эти цитаты призывают нас, чтобы постоянно обновлять через молитву свой ум, чтобы можно было ясно видеть Божью волю: что является добром, что Богу приятно, - как об этом писал блаженный кс. Ян Балицкий: “Нужно замечать в себе действие Божьей благодати, и отличать его от действия нашего эгоизма, нашей натуры, искаженной первородным грехом, а также от действия дьявола на нашу душу”. Поэтому так важна и необходима молитва в нашей жизни, чтобы было больше света в моей жизни, чтобы я больше любил и хотел любить.

       В воскресенье 5 мая первая конференция была посвящена необходимости тишины во время молитвы. Чтобы хорошо молиться, чтобы молитва была глубокой, была живым контактом с Богом, нужна тишина в душе. В Святом Писании, в Первой Книге Царств читаем, что когда пророк Илия молился на горе Хорив, то встретился с Богом, который был “не в большом и сильном ветре”, “не в землетрясении”, “не в огне”, а “в веянии тихого ветра” (1 Цар 19, 8-14). В Евангелии тоже описывается, что Иисус часто ночью уходил молиться на гору (искал тишины). Бог говорит к человеку в тишине.

        Современные же люди сегодня имеют трудности с молитвой, т.к. “ничего не слышат”, потому что в их душе шум разных мыслей, желаний, стремлений, спешки, страхов. Под влиянием своих эмоций, страхов, человек может становиться “слепым” – он сам “главный герой” своих мыслей во время молитвы, а сердце его отвращено от Бога. А св. о. Пио говорил: “Твое прославление должно быть направлено исключительно на Бога”. Св. Тереса Авильская писала, что чтобы глубоко молиться, не нужно обращать внимание на образы в своем воображении, на посторонние мысли.

        Св. Иоанн Креста написал: “Нужно знать, что Бог во всех душах пребывает укрытым образом… Однако, существует разница, и очень большая, в Его пребывании! В некоторых душах Он пребывает один, в то время как в других – не один. В одних пребывает с удовольствием, в других с огорчением. В одних пребывает как в своем собственном доме, в других же, как кто-то посторонний в чужом доме, где нельзя Ему ни приказывать, ни что-нибудь делать”.

       Нужно спрашивать себя: как Бог пребывает в моей душе, Он – Господин в ней или кто-то посторонний?

       Темой второй конференции была “Предварительная подготовка к молитве”. Кс. Тадеуш говорил, что внешняя подготовка к молитве заключается в том, чтобы не поддаваться добровольной рассеянности через зрительные образы и посторонние звуки. Например, непосредственная подготовка к Святой Мессе будет заключаться в том, чтобы успокоить свои мысли перед Евхаристией, сосредоточиться, помолиться перед Св. Мессой, также после Св. Мессы следует поблагодарить Бога молитвой.

      Наша молитва становиться поверхностной, когда в ней доминирует стремление к какому-либо любимому делу. Спешка, когда мы не живем теперешним моментом, в котором действует Бог, а что-то планируем, выбегаем мыслями в будущее, где Бог еще не действует и неизвестно, будет ли Его воля, чтобы мои планы осуществились, - это приводит к тому, что мы рассеяны во время молитвы. А нужно молиться спокойным сердцем, здесь и сейчас желать нравиться Богу и быть благодарным, что Ему служишь.

      Третья конференция была посвящена тому, что помогает и что мешает молиться. Кс. Тадеуш говорил, что познание самого себя и познание Бога ведет к молитве. Познание Бога рождает в сердце человека любовь, познание же самого себя рождает смирение. Те, кто мало молятся, поступают так потому, что думают что с ними все в порядке, что их грехи – это мелочи, что они – исключительные люди. Святые же, напротив, много молились, т.к. видели свою греховность, и это “бросало их на колени” перед Богом, т.к. они хотели исцеления своего сердца от зла.

      Чтобы глубоко молиться, нужно открыть, что мои грехи не случайные, что я –грешник, что грех живет в моем сердце. Зачем я буду себя обманывать, что я случайно согрешил, лучше броситься на колени перед Богом и просить об исцелении моего сердца.

      Вторая вещь, которая помогает молиться, - это постоянный поиск Бога, Его воли, чтобы не становиться духовным стариком. Тогда, когда я молюсь и ищу Божью волю, то даю Богу первенство в моей жизни. Отсюда рождается настоящее апостольство молитвы и поступка.

      За проведения этого дня молитв сердечно благодарим кс. Тадеуша!